Flicker: Киноведческий сборник

Киноведческий сборник



Главная
Flicker-I
От составителя
Выражаем особую благодарность
Раздел I. Волшебные уловки экрана (избранные страницы дневника киноклуба)
Раздел II
Раздел III
Раздел IV. Цитатник
Раздел V. Кинематограф в русской поэзии серебряного века
Вместо затемнения
Flicker-II
КиноБлог

От составителя

Памяти Хита Леджера
(4.04.1979 - 22.01.2008)
посвящается *

Теодор Рошак в культовом романе «Киномания» утверждает, что кино изобрели катары, они же рыцари и трубадуры, которые завезли в Прованс древнюю игрушку - флипбук. Её изобрели не то манихейцы, не то вавилоняне, а катары положили магию движущихся картинок, оживающих потому, что глаз не успевает уловить промежуток между ними, в основу своего еретического учения. В его зеркале Христос - это чистейший из чистых, «призрак» без грязной оболочки, первый «актёр», обладающий свойством создаваемого проектором образа, преображённый в пучок света. Тщетно рвёмся мы по ту сторону экрана в надежде прикоснуться к лицам тех, кто выплывает, сияя, из мутного потока целлулоида. В «Тоске Вероники Фосс» Фасбиндера серебряный дождь проливается на зрителя и в темноте кинозала, и в мировой ночи, даруя забвение, подобно самому сильному наркотику. Мы в клубе «Flicker» смотрим разное кино, хотя пестуем чёрно-белое, драгоценные немые грёзы: в них заключена особая власть, интеллектуальный экстаз. «Светораздвоение» - наилучший термин для оптических иллюзий. Мерцающий сквозь жизнь и смерть гражданина Кейна шар со снегом; набережная туманов; рассветная дымка над «Аталантой»; рукотворное солнце Мурнау: всё суть волшебный фонарь, лучащийся contra naturam («вопреки природе»). Вот Рита Хейворт выходит из моря в «Леди из Шанхая», и двадцать кадров её бедра нужны только для того, чтобы заворожить нас тенями и полосками света - сражение плоти и духа заполняет «простыню» до краёв, проникая в зрителя через глаз.

Если вы прочли посвящение, то уже знаете, что цветное в нашем клубе любят не меньше. В трудном декабре мы много смеялись, а когда мировой финансовый кризис коснулся журналов, пишущих о кино, и Total Film закрылся, все вспомнили слова рабы любви - «посмотрите вокруг, вокруг нищета, голод». Но, в конце концов, «Why so serious?» Ведь кино-то ещё не кончилось. «Нет смерти для меня…». Сборник, который вы держите в руках, - тому подтверждение.


* Его Джокер вдохновил нас: перечитать «Вакханок» Еврипида; полюбить трикстеров всех времён и народов; вместе ходить на кинопремьеры; писать о фильмах «в контакте» и тетрадках; бесконечно говорить о кино, заочно полемизируя с самим Романом Волобуевым; страстно коллекционировать «картинки» и штудировать киножурналы. Целых 5 лет (2004 - 2009) мы «созревали», чтобы, наконец, принести цветы и плоды.



Оглавление    Следующая >


© Flicker, 2010