Flicker: Киноведческий сборник

Киноведческий сборник



Главная
Flicker-I
От составителя
Выражаем особую благодарность
Раздел I. Волшебные уловки экрана (избранные страницы дневника киноклуба)
Раздел II
Барановская Е. Невеста Франкенштейна - аполлоническая игрушка, «кукла для любви» и «тревожная муза» Джеймса Уэйла
Артюхов Е. «Господин оформитель» и «Невеста Франкенштейна»
Барановская Е. Cтрижка бубикопф: от смерти-в-кино к смерти кинематографа
Суворкин Р. «Стрелочник» Й. Стеллинга (20.05.06)
Миронова Н. Символика «Стрелочника»
Сорокина Т. Apr. 15th, 2006 10:51 pm «Дикарь» Марлона Брандо
Хроменко Я. «Кристальная жестокость» Робера Брессона
Фомин М. «Halloween»: безумный Пьеро Джона Карпентера - чистильщика
Крузман М. Ребёнок и кукла «среди серых камней» (В. Короленко и Кира Муратова)
Воропаев А. Семь смертных грехов от Дэвида Финчера, или Формула идеального noir - триллера
Клещенко А. Босхиана Даррена Аронофски («Фонтан» как сад наслаждений и никакой математики)
Горпенюк Р. «Призрак оперы» как ещё один образец куртуазной Любви belle epoque
Барановская Е., Горпенюк Р. Луис Бунюэль - творец идеального объекта для созерцания (образ «дневной красавицы» Северины - Денёв)
Мелякова Н. Под бледным огоньком прицела
Квасюк Н., Барановская Е. Паскаль Киньяр - обладатель золотой ветви («Учёной музыки недостаёт нашим желаньям»)
Квасюк Н., Дубченко С., Барановская Е. Кинематографическая эксплуатация «милой Джейн»
Киселёва М. Трилогия Юрия Норштейна
Воронцова А. «И внешний мир убывает…» (Р. М. Рильке): Встреча с Вендерсом, или Одухотворение буквы
Черташ А. Джокер - карта козырная
Дзюмин Д. Экранизация как текстопорождение: художественная мифология Эдгара По в фильме Федерико Феллини «Тоби Даммит» (фрагменты)
Раздел III
Раздел IV. Цитатник
Раздел V. Кинематограф в русской поэзии серебряного века
Вместо затемнения
Flicker-II

Артюхов Е.

«Господин оформитель» и «Невеста Франкенштейна»


Внешне и некоторыми чертами характера Платон Андреевич схож с доктором Преториусом. В одной из начальных сцен фильма «Господин оформитель» Аполлон Андреевич облачён в черный костюм и шляпу. В таком же виде предстаёт перед нами и доктор Преториус в фильме «Невеста Франкенштейна», когда приходит к Франкенштейну. Эти костюмы похожи на наряды католических священников. В какой-то степени, одежда сообщает нам о том, что представляют из себя эти герои. Они как-то связаны с Богом... Да... Они Его Соперники... А для того, чтобы победить в споре с Ним, им приходится примерить шкуры Его слуг... Чтобы понять Его, понять Его ошибки и доказать, что они способны на лучшее... Но оба ошибаются...

Доктор Преториус (Невеста Франкенштейна) Платон Андреевич (Господин оформитель)

И в «Невесте Франкенштейна», и в «Господине оформителе» есть сцена – презентация тела будущего Создания. Оно ещё не ожило. Но Создатели уже уверены в том, что их ждёт успех. Они празднуют триумф, поэтому, кажется, что их образы излучают свет. Но это иллюзорно... На самом деле, они украли и свет, и тела. Они не излучают, а лишь отражают и искажают чужой Свет... В первом случае мы видим перед собой разложившийся труп Мадалены Эрнестины, умершей 17 лет назад, а во втором – манекен, созданный по образу петербургской девочки Анны Григорьевны Белецкой, умершей от чахотки сразу же после того, как кукла была слеплена.... По сути, и там и там – труп молодой девушки в гробу. Просто механистичность XX века преобразила разложившееся тело в восковую куклу в коробке...

Невеста Франкенштейна Кукла, созданная по образу Анны Белецкой (Господин Оформитель)

Кукла из «Господина оформителя» цитирует крик монстра из «Невесты Франкенштейна»... Эти образы сближаются за счёт больших, подведённых чёрными тенями, глаз, исказившихся ртов и шрамов...

Крик (Невеста Франкенштейна) Крик (Господин Оформитель)

В одной из первых сцен уэйловского фильма Генри Франкенштейна, потерявшего сознание после того, как монстр сбросил его с мельницы, заносят в замок и кладут на стол. Все думают, что он умер. И это по сути так. В одной из последних сцен фильма «Господин оформитель» Платона Андреевича, искусно сыгравшего свою смерть, также кладут на стол слуги сотворённой им куклы. Они думают, что он умер. Да, первый раз он умер, как художник. Второй – как человек. Эти смерти сближают Создателей и Созданий, показывая первым, что они были не правы, когда думали, что создадут что-то лучшее по сравнению с тем, что сотворил Господь...

Мнимая смерть (Невеста Франкенштейна) Мнимая смерть (Господин Оформитель)


< Предыдущая    Оглавление    Следующая >


Перепечатка материалов сборника допускается только с разрешения редакции

© Flicker, 2010