Flicker: Киноведческий сборник

Киноведческий сборник



Главная
Flicker-I
От составителя
Выражаем особую благодарность
Раздел I. Волшебные уловки экрана (избранные страницы дневника киноклуба)
Раздел II
Барановская Е. Невеста Франкенштейна - аполлоническая игрушка, «кукла для любви» и «тревожная муза» Джеймса Уэйла
Артюхов Е. «Господин оформитель» и «Невеста Франкенштейна»
Барановская Е. Cтрижка бубикопф: от смерти-в-кино к смерти кинематографа
Суворкин Р. «Стрелочник» Й. Стеллинга (20.05.06)
Миронова Н. Символика «Стрелочника»
Сорокина Т. Apr. 15th, 2006 10:51 pm «Дикарь» Марлона Брандо
Хроменко Я. «Кристальная жестокость» Робера Брессона
Фомин М. «Halloween»: безумный Пьеро Джона Карпентера - чистильщика
Крузман М. Ребёнок и кукла «среди серых камней» (В. Короленко и Кира Муратова)
Воропаев А. Семь смертных грехов от Дэвида Финчера, или Формула идеального noir - триллера
Клещенко А. Босхиана Даррена Аронофски («Фонтан» как сад наслаждений и никакой математики)
Горпенюк Р. «Призрак оперы» как ещё один образец куртуазной Любви belle epoque
Барановская Е., Горпенюк Р. Луис Бунюэль - творец идеального объекта для созерцания (образ «дневной красавицы» Северины - Денёв)
Мелякова Н. Под бледным огоньком прицела
Квасюк Н., Барановская Е. Паскаль Киньяр - обладатель золотой ветви («Учёной музыки недостаёт нашим желаньям»)
Квасюк Н., Дубченко С., Барановская Е. Кинематографическая эксплуатация «милой Джейн»
Киселёва М. Трилогия Юрия Норштейна
Воронцова А. «И внешний мир убывает…» (Р. М. Рильке): Встреча с Вендерсом, или Одухотворение буквы
Черташ А. Джокер - карта козырная
Дзюмин Д. Экранизация как текстопорождение: художественная мифология Эдгара По в фильме Федерико Феллини «Тоби Даммит» (фрагменты)
Раздел III
Раздел IV. Цитатник
Раздел V. Кинематограф в русской поэзии серебряного века
Вместо затемнения
Flicker-II
КиноБлог

Крузман М.

Ребёнок и кукла «среди серых камней»
(В. Короленко и Кира Муратова)


Муратова ещё в советские 80-е стала снимать комедии
о мире, давно созревшем для апокалипсиса, но не
заслуживающем даже его. Пройдя за 30 лет и 8 фильмов
через все круги жизни и ближнего поднебесья, она в
«Трёх историях» (1997) дошла до ада. Заглянула, а там –
яркий день, синейшее небо, детишки резвятся, птицы
поют. Тот свет залит ослепительным этим светом. В
В нём всё видно даже чересчур отчётливо. Видно, что
никакой духовности, на которую так уповала русская
культура, не осталось. Что настоящая витальность по
определению бездуховна. И – что из уст такого
крупного художника-антигуманиста, как Муратова,
звучит особенно убедительно, – что спасения нет ни
на этом свете, ни на том. Весело доведя свою
космогонию до тотальной безысходности, Муратова
подвела беспощадный и от этого не менее
жизнерадостный итог словами неземной Ренаты
Литвиновой: «Я не люблю мужчин, я не люблю
женщин, я не люблю детей. Этой планете я бы
поставила ноль».

Михаил Брашинский

 
О чём речь:

Фильм «Среди серых камней», снятый в 1983 году по сюжету повести В. Г. Короленко «В дурном обществе», – не детский. Он принципиально безжалостен ко всему человеческому, сделан по рецепту зрелой Муратовой – нежно и жестоко. Это неправильный взгляд на русскую классику, вышедшую из «Шинели», – решили чиновники из Госкино и фильм изувечили. Он стал «полочным», а отношение к нему самой Муратовой все эти годы близко к тому, что зовётся «отречением». Имеющийся вариант видится вполне оппозиционным, и «ничейность» ему к лицу: чахотка, шарманка, злые старые дети, «слабогрудые» отцы и мёртвые матери – этот, как выразился Андрей Плахов по поводу «Долгих проводов», «неврастенический гуманизм по своей природе скорее бергмановский». И, добавим, – подлинно короленковский, достоевский, чеховский. С «Серых камней» начинаются долгие проводы и советского кино, и советского литературоведения. Итак, после смерти матери маленький Вася оказывается предоставленным самому себе. Мир нищих бродяг притягивает его, являя собой контраст благовоспитанной, но застоявшейся и лишённой любви атмосфере собственного дома. Постепенно простая жажда приключений перерастает в искреннюю привязанность к новым друзьям – Валеку и угасающей в сыром подземелье его младшей сестре Марусе.


В рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» шестилетний бродяжка в поисках копеечки скитается по городу и вдруг замечает в витрине «три маленькие куколки, разодетые в красное и зелёное платьица и совсем, совсем как живые! И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, вдруг рассмеялся». И это был его последний смех – он разоблачает кукол, остающихся на белом свете вместо умирающих детей. Игрушка получает субъективность, замещая человека. Дети болеют, чахнут, а вещь остаётся. С другой стороны, ребёнок (эстетически невинное и наивное существо) в игре снимает противоречие между живым и мёртвым, оригиналом и подделкой. Так, в «Бедных людях» зябнущий мальчик заглядывается на танцующих куколок немца-шарманщика. Козетта из «Отверженных» В. Гюго рассматривает с восхищением куклу в витрине: прекрасное создание даёт ей каплю радости в унылой жизни.

Острое противопоставление «живого» и «мёртвого», смешение «куклы» и «ребёнка», а также тайный смысл игрушки мы обнаруживаем в повести В. Г. Короленко. Нищенка Маруся, умирающая от чахотки, – абсолютное дитя природы. «Это было крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны, головка покачивалась на тонкой шее, как головка первого колокольчика». «Серый камень» высасывает жизнь из этого ребёнка, нуждающегося в материнской ласке. Без заботы и тепла Маруся увядает, словно осенний цветок. Вася, главный герой повести, приносит ей куклу своей сестры Сони – подарок покойной матери: «очень большая, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами». Кукла на время оживила и осчастливила девочку, воплотив в себе энергию матери – покойницы, – стала тотемом, связующим два мира. С куклой Маруся обретает свою семью. Когда игрушку попытались отнять, лежащая в забытьи девочка очнулась, принялась тихо плакать, а в лице мелькнуло выражение глубокого горя. Получив куклу обратно в ручки, Маруся «улыбнулась, прижала её к себе и успокоилась». Вася догадывается, что только что «хотел лишить своего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни». В отличие от сияющей красотой игрушки, розовощёкой и белокурой, личико Маруси горит смертельным румянцем, локоны раскиданы по подушке. Девочка и кукла, жизнь и смерть, их смещение и смешение – жестокая игра.

Лена Косюк в роли Маруси («Среди серых камней»)

Кира Муратова в экранизации уподобляет Марусю кукле: перед нами – белокурое создание-былинка с круглым фарфоровым личиком, не умеющим улыбаться. Маруся, как заводная, никогда не произносит свои реплики единожды, повторяя их многократно. Голосок кажется списанным с кукольных «схем». Но одновременно это – божий одуванчик, «дюймовочка», психея подземелья. Маруся не умеет играть в детские игры, постоянно принимается тихо плакать, закрываясь от внешнего мира слабыми ручками. Перед смертью она, как Офелия, повторяет одну и ту же песенку: «наш цветочек заболел, наш цветочек заболел». С целью драматизировать отношения «живого» и «мёртвого», режиссёр показывает во весь экран экспонаты из антикварной коллекции кукол. Вася выбирает для Маруси такую огромную куклу, что для девочки она – не столько вместо матери, сколько вместо неё самой. Когда они лежат в кроватке, игрушечная голова явно в два раза больше головки-колокольчика девочки. Игрушка будто заслоняет хозяйку от взрослых, согревает зябнущее тельце. Мёртвая Маруся в кадре сама как куколка: «серьёзная и грустная, с печально вытянутым личиком». Итак, планете поставлен ноль, но даже эту оценку заработать было непросто.

Лена Косюк в роли Маруси («Среди серых камней»)

Куклы и детки. На старинных викторианских фотографиях и открытках их не различишь. Но Кира Муратова всё распознаёт: она творит без иллюзий, сантиментов и надежд. Недавно на Украине завершились съёмки её нового фильма «Мелодия для шарманки». Здесь главные – дети, а взрослые появляются лишь в эпизодах. Фильм очень грустный, как утверждают юные актёры Лена Косюк и Рома Бурлак.

 
P.S.

Рома Бурлак: «Мой герой – сирота. Это маленький мальчик, у которого умерла мама, а отца он не знает. Они с сестрой отправляются на поиски своих родных отцов и всё время сталкиваются с грубостью и жестокостью. У Никиты есть какие-то способности, он мыслит по-особенному. Но его никто не понимает. Я живу в Одессе, и там много таких беспризорных детей». Лена Косюк: «Я играю Алёну. Она – аккуратная, очень экономная девочка из бедной семьи. Финал у фильма несчастливый. Но я рада, что это просто кино, а не реальность».



< Предыдущая    Оглавление    Следующая >


Перепечатка материалов сборника допускается только с разрешения редакции

© Flicker, 2010