Flicker: Киноведческий сборник

Киноведческий сборник



Главная
Flicker-I
От составителя
Выражаем особую благодарность
Раздел I. Волшебные уловки экрана (избранные страницы дневника киноклуба)
Раздел II
Барановская Е. Невеста Франкенштейна - аполлоническая игрушка, «кукла для любви» и «тревожная муза» Джеймса Уэйла
Артюхов Е. «Господин оформитель» и «Невеста Франкенштейна»
Барановская Е. Cтрижка бубикопф: от смерти-в-кино к смерти кинематографа
Суворкин Р. «Стрелочник» Й. Стеллинга (20.05.06)
Миронова Н. Символика «Стрелочника»
Сорокина Т. Apr. 15th, 2006 10:51 pm «Дикарь» Марлона Брандо
Хроменко Я. «Кристальная жестокость» Робера Брессона
Фомин М. «Halloween»: безумный Пьеро Джона Карпентера - чистильщика
Крузман М. Ребёнок и кукла «среди серых камней» (В. Короленко и Кира Муратова)
Воропаев А. Семь смертных грехов от Дэвида Финчера, или Формула идеального noir - триллера
Клещенко А. Босхиана Даррена Аронофски («Фонтан» как сад наслаждений и никакой математики)
Горпенюк Р. «Призрак оперы» как ещё один образец куртуазной Любви belle epoque
Барановская Е., Горпенюк Р. Луис Бунюэль - творец идеального объекта для созерцания (образ «дневной красавицы» Северины - Денёв)
Мелякова Н. Под бледным огоньком прицела
Квасюк Н., Барановская Е. Паскаль Киньяр - обладатель золотой ветви («Учёной музыки недостаёт нашим желаньям»)
Квасюк Н., Дубченко С., Барановская Е. Кинематографическая эксплуатация «милой Джейн»
Киселёва М. Трилогия Юрия Норштейна
Воронцова А. «И внешний мир убывает…» (Р. М. Рильке): Встреча с Вендерсом, или Одухотворение буквы
Черташ А. Джокер - карта козырная
Дзюмин Д. Экранизация как текстопорождение: художественная мифология Эдгара По в фильме Федерико Феллини «Тоби Даммит» (фрагменты)
Раздел III
Раздел IV. Цитатник
Раздел V. Кинематограф в русской поэзии серебряного века
Вместо затемнения
Flicker-II
КиноБлог

Барановская Е.

Cтрижка бубикопф: от смерти-в-кино к смерти кинематографа


Мне хочется показать Смерть, какой я видел ее
столько раз в своих снах. Это женщина. А глаза
ее не такие, что так часто видишь вокруг, в них
какой-то необыкновенный свет. Она видит всё.
Смерть - она такая живая.


Ф. Феллини

Стрижка бубикопф

В 1929 году Отто Дикс пишет портрет дочери «Нелли с куклой II»: девочка с модной стрижкой «бубикопф» на нём – и «мальчик», и «лолита». В. Набоков с 1922 по 1937 гг. жил в Берлине, в его кинематографической атмосфере: среди двойников, фантомов, людей-силуэтов. Только здесь два равно иллюзорных мира наконец встретились друг с другом. Из всех теней, пущенных тогда по миру, самая знаменитая – героиня фильма Г. В. Пабста «Ящик Пандоры», снятого в 1929 г. по драме Ф. Ведекинда (1902). Лулу – воплощение «духа земли», губящее мужчин. В своей предпоследней немой картине Пабст воспел реванш женщины, чья сумеречная красота не смягчена ни воспитанием, ни образованием. Убийство Лулу – единственное, что может пресечь череду падений и смертей. «В 12 лет она продавала цветы перед кафе Альгамбра, ходила босиком вокруг клиентов с 10 вечера до двух часов ночи» – пишет Ведекинд: перед нами и новая Нана, и «достоевская» сиротка, и мстительница. Многосложность литературной основы обернулась напряжёнными поисками по всему миру актрисы на главную роль. Повествование фильма, построенное на светотени, обязано своей магической силой открытию идеальной исполнительницы – американки Луизы Брукс, обессмертившей шлемообразную причёску, создавшей образ «роковухи», смешливой и непоседливой до самой своей гибели от ножа Джека Потрошителя.

Сюжет «Sex Murder» в раннем кинематографе процветал, а в Германии даже приобрел архетипические черты, благодаря живописным аналогам: «Сексуальный убийца» Даврингхаусена появился в 1917 году, через год – «Джон – сексуальный убийца» Гросса, в 1920-е – «Сексуальный убийца» Шлейтера и целая серия Дикса под тем же названием. Пафос всех этих картин обрядовый: женщина, зарезанная прямо в кровати, – и жертва, и губительница. В кино 10-х годов образцовая вамп – датчанка Аста Нильсен, трагическая брюнетка с короткой стрижкой и острой челкой. В «Танце смерти» (1912) ее без вины виноватая героиня вонзает кинжал в грудь мнимого любовника. Типаж узнаваем и в «Безрадостном переулке» Пабста (1921), и в «Опасном возрасте» (1929), но именно Лулу суждено было стать его высшим воплощением, танцовщице Брукс – иконой стиля, а Пабсту – режиссером, чья «поножовщина» означила смерть немого кино, закат его магии, орудийный предел. Символичен нож крупным планом («the knife blade»), предвосхищающий теоретический монтаж сцены убийства Настасьи Филипповны в трудах С. Эйзенштейна.

Лулу Брукс – baby кокаиново-джазовой эры, но с родословной: она – Миньона и шлюха, пастушка и вампир, скорбный дух и желанное тело; она – мотылёк в сумерках, и Клеопатра на одну ночь. Весь фильм – её мимолётный танец в «египетских тьмах» Европы: смерть, принятую с любовью от ножа Джека Потрошителя, актриса исполняет, как последнее танго перед успокоением и просветлением, которое затапливает, облучает зрителя. Лондон Пабста – викторианская рождественская открытка, на ней Лулу – крошка Нелл, а Джек – Оливер Твист: дети-сообщники из романов Диккенса; брат и сестра, разлучённые и обретшие друг друга. Мне вспоминаются еще Соня Мармеладова и Раскольников, «страшно сошедшиеся» за чтением Библии при свете копеечной свечи.

Брукс удавалось, как никому до неё, источать с экрана истинно киногеничную ауру: хотелось жизнь положить, чтобы прикоснуться к источнику мерцания. Луиза Брукс на экране – волшебная иллюстрация технического значения слова flicker: субъективное восприятие человеком колебаний светового потока искусственных источников освещения, вызванных колебаниями напряжения в электросети.

Даже полностью обнажаясь в танце, в кадре, актриса не прятала неимоверно печальных глаз. При этом глубина «чёрного» диковатого взгляда контрастировала с простодушными манерами от природы жизнерадостной детки, флаппер (еще один женский архетип немого кино). О. Булгакова в книге «Фабрика жестов характеризует походку Анны Стен в «Девушке с коробкой» Б. Барнета как спотыкающуюся, скачущую, соединяющую динамичность подростка и мельтешенье слэпстика. Похоже двигалась в ролях девочек зрелая Мэри Пикфорд, и С. Юткевич описывает ее в 1925 году похожей на московскую беспризорницу. По наблюдению Булгаковой, так же движутся в 1927 году Клара Боу и Лу Брукс, It – girls с новым sex appeal. Набоков в «Лолите» будет описывать эту походку уже как эротическую. Через полвека французский режиссер Люк Бессон наделит такими походкой, стрижкой и смехом Матильду – героиню фильма «Леон».

Леон – двойник режиссёра, оживившего самый прекрасный и смертоносный кинообраз. Фильм Бессона – кино про кино, которое может быть, по словам С. Добротворского, «самым сильным наркотиком», «тайной существования» и «упражнением в Смерти». Бессон тоже рвётся по ту сторону экрана. Как Фассбиндер искал в новостройках Гамбурга натуру французской «новой волны», а в сверстниках сходство с Хамфри Богартом, так и Бессон ищет в Матильде Лулу – дух 20-х, когда «поклонникам звёзд больше всего нравились их волосы».

В конце 50-х, по приглашению Анри Ланглуа, директора французской Синематеки, в Париж на ретроспективу своих фильмов, завершившуюся показом «Ящика Пандоры» и банкетом, приехала Луиза Брукс. Она вошла в жизнь Ланглуа, став его идеей фикс, после 1953 года, когда была уже всеми забыта. При входе во дворец «Токио» он разместил огромный портрет актрисы, и в ответ на вопрос, почему он повесил портрет незнакомки, Ланглуа бросил фразу: «Гарбо не существует, Дитрих не существует. Есть только Луиза Брукс». Когда Хичкок настаивал на том, что кино-вамп должна быть блондинкой, Трюффо, «приёмыш» Синематеки, с ним упорно не соглашался: в его триллере «Невеста была в чёрном» Жанна Моро сыграла убийцу мужчин, стриженую под Лу. Эта причёска к лицу и Анне Карине в фильме Годара «Жить своей жизнью». Не случайно героиню зовут Нана, и она – проститутка, застреленная в финале (отсылка и к роману Золя, и к драме Ведекинда, и ко всей истории кино). Синефил Тарантино, поклонник «новой волны», причесал Уму Турман в «Криминальном чтиве» уже «под Анну Карину».

От Пабста до Бессона творцы, рвущиеся туда, всякий раз натыкаются на холодную – холоднее, чем смерть, – белизну экрана. Кокто, Трюффо, Годар считали, что кино – единственное искусство, показывающее Смерть за работой. Отвечая на вопрос «что такое кино», Трюффо вспоминает фильм Николь Ведрес «Париж 1900», в котором есть потрясшая его сцена – в ней снят изобретатель летательного аппарата: «Он готовился к прыжку со второго этажа Эйфелевой башни. Внизу ждут представители кинохроники. Он мешкает какое-то время, а затем бросается в пустоту и разбивается насмерть. Совершенно ясно, что, не будь здесь камеры, он не прыгнул бы, отложил испытание. Это одна из первых жертв кино. Можно сказать, что кино убивает». Оно наиболее приспособлено к скачкам воображения, только в нём возможна и чистая форма страха, и чистая форма экстаза.

Ключ к «Леону» – эпизод в кинотеатре: герой смотрит старый американский мюзикл, покачиваясь всем телом, вытягивая шею, как бы скользя и падая в генетическую праформу (по Эйзенштейну). На этом пути забвения Леон не мог ни встретить вечную Лулу. Он – профанный зритель: не знает имён даже Чаплина и Монро. Думаю, они просто не совпадают с его ритмом – семенящие, моргающие ресничками, с лицами-тотемами и неорганическими поп-телами, похожими на корпус заведенной куклы. Матильда-медиум затевает «угадайку» с целью установления контакта героя с его прототипом. И Леон играет в элегически умирающего Джона Уэйна, изображая его волокущуюся походку, кривое лицо – это репетиция собственной гибели в постановке вызванной из заэкранья смертоносной стриженой Лулу.

В 1929 году «Ящик Пандоры» ознаменовал конец эры великого Немого. Шедевр Годара «Жить своей жизнью» (1962) – конец не только «новой волны», но и так называемой «метафизической школы», трансцендентальной традиции Дрейера – Брессона. С. Зонтаг в статье 1997 года «Век кино» написала о его «необратимом упадке» и «болезненном разложении». Она смягчила приговор допущением, что, «возможно, умирает не кино, в синефилия, как особое чувство любви, рождённое кинематографом, который был крестовым походом, мировоззрением». Любовь эта обречена вне темноты зрительного зала. Уже давно ритуал похищения образами неведом зрителю – пленнику домашнего пространства, в котором внимание расконцентрировано. Самые экстремальные аттракционы бессильны перед комфортом: нет кинотеатра, потёмок и безымянных незнакомцев. Подростки Трюффо и Годар попросту жили в Синематеке, ведь для скачка воображения необходима совершенная абстракция от непрерывности, то есть от предшествующего и последующего, которыми мы обременены. Великий фильм обладает физическим бытием, значит, не только смертельно потрясает наше существо, но и сам смертен.

Одним из первых Зигфрид Кракауэр увидел в «Ящике Пандоры» черты разложения стиля и темы – атмосфера, лишённая содержания. Джон Уэйн сыграл как в «Дилижансе» Форда, первом и единственном парадигматическом вестерне, так и в «Искателях» Форда (1956), окрашенных в тона заката жанра. Не потому ли прототипом Леона становится усталый и одинокий ковбой – обломок выцветшего мифа: персонаж «Искателей» окончательно выпал из истории и уходит в небытие, так и не успев пожить в покорённом им мире. Когда были пройдены этапы смерть-в-кино; смерть – это кино; кино – это смерть, Энди Уорхол продемонстрировал, как умирает сам фильм, кончается кино как форма. На мгновение подарило надежду чтиво, сочинённое Тарантино, – упоительная бульварщина, озвученная музыкой 60-х – 70-х годов. Безумного Квентина воспитал «Видео-архив» и киноклассика. Однажды он захотел вскрыть себе вены, но передумал – решил досмотреть любимый фильм.

В течение нескольких лет журнал Total film регулярно оповещал фанатов, что «непревзойденный синефил», режиссер «Бешеных псов», где-то, в недосягаемой виртуальности, перебирает идеи ремейков других ремейков, за которыми витают исчезающие тени чёрно-белых лент. Два «килл-билла» грозят обернуться бесперебойным воспроизводством, пирушками репрезентации, избегающей предела, а значит, – лишённой метафизики. Не случайно матрицей дилогии стал гонконгский боевик (образчик самоклонирования), а не Годар или французский нуар. Ума надела жёлтый костюм Брюса Ли для мести «невесты» (которая у Трюффо была в чёрном), но почему-то новая игра не обнадежила нас. Где ты, святая любовь автора «Криминального чтива» к Лулу и Нана с их «бубикопф»? Знаки «Биллов» украсили интерьер синефильского сознания, но ФИЛЬМ перестал быть мнемотическим феноменом, ввергнутый в гробницу киноистории. В щемяще-нежном, любимом маститыми киноведами, «Леоне» кинопоэтика в последний раз «на последнем дыхании», напророченном детьми Синематеки. С. Зонтаг убеждена: теперь никакая скорбь не воскресит исчезнувшие, возбуждающие тело и мысль, церемонии тёмного зала: «Замечательные картины продолжают появляться, но вы с трудом найдёте, особенно среди юных, синефильскую любовь к кино, которая есть несомненный вкус, воспитанный жадностью к просмотру и пересмотру как можно большего количества лент великого прошлого кинематографа. Но синефил не играет никакой роли в эпоху гипериндустриального кино. Если оно и может возродиться, то только через рождение новой любви к кино».

Кинокритики пишут, как тот или иной патриарх кино демонстрирует все признаки творческой деградации. М. Трофименков в 1997 году опубликовал в «Искусстве кино» статью, смысл которой исчерпан уже заголовком: «Тоска В. Вендерсапоследнем фильме «Конец насилия»). Лейтмотив рецензии – «нет магии». Бессон сделал официальное заявление, что уходит из профессии, потому что все запланированные им 10 фильмов сняты. Десятым, после 6-летнего перерыва, стал «Ангел-А» (2006). Из потока рецензий я выделю общее место: «несмотря на то, что количество фильмов, из которых Бессон «позаимствовал» идеи, измеряется чуть ли не десятками, сам режиссёр отрицает этот факт. Такого количества даже не цитат, а откровенного плагиата никто давно не видел, а поэтичная атмосфера чёрно-белого Парижа раны не бередит. Сюжет – не что иное, как «Небо над Берлином» Вендерса, да и персонажи будто взяты «напрокат» из других лент».

Когда-то вечная Лулу, как Персефона у переправы, подносила Леону смертоносные дары кино. Новой любви не бывать? Оглянувшись, призраки погасили за собой необыкновенный свет, а мы, последыши, погрузились во тьму иного рода.



< Предыдущая    Оглавление    Следующая >


Перепечатка материалов сборника допускается только с разрешения редакции

© Flicker, 2010