Несмотря на то, что персонаж Лили Поттер формально находится за рамками развёртывающейся фабулы семикнижия, она является важной сюжетной функцией, силой, подспудно движущей судьбами героев. Характерные приметы внешности Лили – символические ключи, явно не случайно разбросанные на протяжении всего повествования, - кодируют восприятие её образа, одновременно работая и на материнский архетип, явно центральный в тексте Роулинг.
Один из таких ярких знаков – рыжий цвет волос, очевидный маркер солярного начала. С древнейших времён само понятие «рыжести» связывалось с отмеченностью небесами, а нередко и возводилось в статус архетипической черты божества, обладающего свойством инверсивности: в зависимости от исторической эпохи и культурного контекста, рыжий цвет мог выступать знаком как божественного происхождения, так и проклятия. Древние египтяне приносили рыжеволосых в жертву богу Амону-Ра, чтобы обеспечить хороший урожай: по их мнению, такие существа олицетворяли золотистый дух зерна. В Шотландии существует предание, согласно которому все рыжие – потомки фэйри, подземных существ с огненно-рыжими волосами; следовательно, те, кто в наше время наделён от природы столь редким цветом волос, должны быть не лишены магических способностей. В Средневековье отношение к рыжим колебалось от преклонения до третирования: вероятно, в психологии данного цвета эпоха подсознательно улавливала потенциальную неустойчивость, тайну происхождения, силу, могущую созидать и разрушать, так как она находится вне категорий добра и зла.
Лили воплощает эту двойственность: благородная жертва, дарующая спасение, с одной стороны, и опасная, завораживающая женственность, однажды и навсегда покорившая Северуса Снейпа, - с другой. Со слов других героев, Лили - «добрая и открытая девочка», которую «нельзя было знать и не любить», но при этом она с детских лет самостоятельно распоряжалась своей судьбой и принимала жизненно важные решения со всей твёрдостью характера. Она не поддалась уговорам перейти на Слизерин, хотя родилась могущественной волшебницей; она решительно рассталась с другом детства Снейпом, узнав, что тот окончательно примкнул к Пожирателям смерти. Натура Лили столь активна, что это освобождает её (как романную героиню) даже от необходимости в психологических мотивировках. Лили Поттер - сама себе хозяйка, закрытая от других в своей материнской силе, которой она делится лишь с Гарри и, пожалуй, со Снейпом.
Рыжие волосы – это и «опознавательный» знак, маркирующий существо из иного мира. Так, в одной из ирландских сказок рыбак женится на рыжей девушке, которую встречает на берегу. У них рождается дочь, и вот однажды отец видит, как девочка делает на песке ямку, наливает туда воду и «топит» в ней щепку, в результате чего реальный корабль тонет в море у него на глазах. Только тогда рыбак понял, на ком он женился.
Но кем бы ни являлась извне колдунья с рыжими волосами, разрушительной властью или материнской защитой, она всегда остаётся фигурой загадочной, ускользающей от власти других, непойманной и непокорённой. Неслучайно, скажем, в (пост)викторианской литературе рыжий цвет волос нередко становится символическим атрибутом странных девочек – не то опасных потусторонних существ, не то носительниц магии солярного божества. В романе Айрис Мёрдок «Дикая роза» есть девочка Миранда с золотисто-рыжими волосами, похожими на «капюшон из осенних листьев», - молчаливый, недоступный пониманию героя эльф, «совсем непонятная, загадочная девочка», «упорствующая» и погружённая в себя.
Рыжий цвет волос сообщает образу Лили цельность солярной героини, неразложимой на положительное и отрицательное, добро или зло, свет или тьму.
Другой не менее важный элемент, конструирующий образ Лили, - это её имя. Имя персонажа номинативно закрепляет его метафорическую сущность, образует микротекст, предопределяющий его судьбу («Имя в тексте может иконически отражать то, что происходит с самим носителем имени» - В. Н. Топоров).
За именем Лили стоит мощный мифологический контекст, связанный с Лилит, которую можно рассматривать как богиню или демона.
Согласно источникам,
Добавлю, что в сонете Д.Г.Россетти Лилит предстаёт змеёй, коварной обольстительницей, уговорившей Еву отведать запретный плод, и по сей день неудержимо влекущей в свои сети.
В легенде армянского поэта А. Исаакяна "Лилит" прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется "простой", обыденной Еве.
Лили Эванс, ставшая предметом соперничества Джеймса Поттера и Северуса Снейпа, олицетворяет собой такой же извечный камень преткновения и сама делает выбор, невольно обрекая при этом одного из них на вечное служение.
Наконец, третий аспект образа - это зелёные глаза, о которых неоднократно упоминается на протяжении всего семикнижия; это именно та примета внешности, которая перешла Гарри Поттеру по наследству от матери.
Энциклопедии символов сообщают, что в британском фольклоре зелёный цвет традиционно ассоциировался с природой и её атрибутами — плодородием и возрождением; но, будучи причастным к фэйри, он также отождествлялся с колдовством и дьявольскими происками. В кельтской мифологии зелёный цвет связывался с несчастьем и смертью, и поэтому его избегали использовать в одежде. Характерную трансформацию претерпевала символика зелёного цвета начиная от древних времён и до эпохи Средневековья: к примеру, зелёный пояс, изначально использовавшийся для защиты, стал на какое-то время знаком позора и трусости, но окончательно закрепился в качестве символа славы у рыцарей Камелота. Этот пример демонстрирует, как зелёный цвет способен переходить от добра ко злу и обратно, заключая в себе потенциал и порчи, и возрождения.
Таким образом, образ Лили Поттер складывается из обширного мифологического пласта и целого комплекса мотивов, от солярной богини до Великой Матери Лилит. Она аккумулирует в себе двойственную символику, но, прежде всего, она – архетипическая женская фигура, способная, как никто другой, органично сочетать в себе противоположные полюса и доминировать как над другими персонажами, так и надо всем текстом.
В саге «Разрушение Дома Да Дерга» волосы Этайн (жены из Иного мира) сравниваются с ярко-жёлтым цветком. Косы красавицы сверкают на зелёном шёлке плаща, подобно золоту. По наблюдению Т. Михайловой, всё вместе – волосы, плащ и стояние у воды – создаёт образ цветка, «а точнее – болотного ириса» (ирл. ailestar), «цветка смерти». Вплоть до XVII столетия в Ирландии цветы считались чем-то опасным, особенно растущие у воды, – ирисы, кувшинки, лилии (ведь дети, привлечённые их удивительной красотой, могли упасть и утонуть в болоте).
В таких трудах как «Красавица и старуха» (Л. Моц), «Лиминальность и знание» (Дж. Надь) подробно исследованы разные ипостаси женщины-судьбы, женщины-власти. Лили Эванс-Поттер на всех нарративных уровнях текста действует как рефлекс образа Богини-праматери; как анима, полярные аспекты которой сбалансированы не идеологией Гриффиндора, а любовью к сыну и жертвенной смертью. Ведьма Лили обладает знанием, первичным и полным, и её гибель есть торжество всеведения, а не случай. Мне вспоминается Леборхам, великая колдунья из саги «Изгнание сыновей Уснеха», по чьей вине зачинается цепочка событий. В другой истории король Ниалла спрашивает «иную» девушку: «Кто ты?». И она отвечает: «Я Власть».
← Предыдущая глава К оглавлению ↑ В начало ↑ Следующая глава →
Поделиться: |
Posts: 2
Reply #2 on : Mon August 12, 2013, 03:44:06