Flicker: Электронное издательство

Электронное издательство




Главная
Flicker-I
Flicker-II
Flicker: Электронное издательство
«Гарри Поттер» как Филологический камень
КиноБлог

Глава IV

 

Яна Хроменко

 

Лили(т) Поттер - Женщина-Ведьма

     

Эмма Сэндис. Мария Магдалина (1858-1860)

 

I

Рыжие волосы

 

Несмотря на то, что персонаж Лили Поттер формально находится за рамками развёртывающейся фабулы семикнижия, она является важной сюжетной функцией, силой, подспудно движущей судьбами героев. Характерные приметы внешности Лили – символические ключи, явно не случайно разбросанные на протяжении всего повествования, - кодируют восприятие её образа, одновременно работая и на материнский архетип, явно центральный в тексте Роулинг.

Один из таких ярких знаков – рыжий цвет волос, очевидный маркер солярного начала. С древнейших времён само понятие «рыжести» связывалось с отмеченностью небесами, а нередко и возводилось в статус архетипической черты божества, обладающего свойством инверсивности: в зависимости от исторической эпохи и культурного контекста, рыжий цвет мог выступать знаком как божественного происхождения, так и проклятия. Древние египтяне приносили рыжеволосых в жертву богу Амону-Ра, чтобы обеспечить хороший урожай: по их мнению, такие существа олицетворяли золотистый дух зерна. В Шотландии существует предание, согласно которому все рыжие – потомки фэйри, подземных существ с огненно-рыжими волосами; следовательно, те, кто в наше время наделён от природы столь  редким цветом волос, должны быть не лишены магических способностей. В Средневековье отношение к рыжим колебалось от преклонения до третирования: вероятно, в психологии данного цвета эпоха подсознательно улавливала потенциальную неустойчивость, тайну происхождения, силу, могущую созидать и разрушать, так как она находится вне категорий добра и зла.

Лили воплощает эту двойственность: благородная жертва, дарующая спасение, с одной стороны, и опасная, завораживающая женственность, однажды и навсегда покорившая Северуса Снейпа, - с другой. Со слов других героев, Лили - «добрая и открытая девочка», которую «нельзя было знать и не любить», но при этом она с детских лет самостоятельно распоряжалась своей судьбой и принимала жизненно важные решения со всей твёрдостью характера. Она не поддалась уговорам перейти на Слизерин, хотя родилась могущественной волшебницей; она решительно рассталась с другом детства Снейпом, узнав, что тот окончательно примкнул к Пожирателям смерти. Натура Лили столь активна, что это освобождает её (как романную героиню) даже от необходимости в психологических мотивировках. Лили Поттер - сама себе хозяйка, закрытая от других в своей материнской силе, которой она делится лишь с Гарри и, пожалуй, со Снейпом.

Рыжие волосы – это и «опознавательный» знак, маркирующий существо из иного мира. Так, в одной из ирландских сказок рыбак женится на рыжей девушке, которую встречает на берегу. У них рождается дочь, и вот однажды отец видит, как девочка делает на песке ямку, наливает туда воду и «топит» в ней щепку, в результате чего реальный корабль тонет в море у него на глазах. Только тогда рыбак понял, на ком он женился.

Но кем бы ни являлась извне колдунья с рыжими волосами, разрушительной властью или материнской защитой, она всегда остаётся фигурой загадочной, ускользающей от власти других, непойманной и непокорённой. Неслучайно, скажем, в (пост)викторианской литературе рыжий цвет волос нередко становится символическим атрибутом странных девочек – не то опасных потусторонних существ, не то носительниц магии солярного божества. В романе Айрис Мёрдок «Дикая роза» есть девочка Миранда с золотисто-рыжими волосами, похожими на «капюшон из осенних листьев», - молчаливый, недоступный пониманию героя эльф, «совсем непонятная, загадочная девочка», «упорствующая» и погружённая в себя.

Рыжий цвет волос сообщает образу Лили цельность солярной героини, неразложимой на положительное и отрицательное, добро или зло, свет или тьму.

 

   Ф. У. Бартон. Миранда в детстве (1864)

  

II

Имя

 

Другой не менее важный элемент, конструирующий образ Лили, - это её имя. Имя персонажа номинативно закрепляет его метафорическую сущность, образует микротекст, предопределяющий его судьбу («Имя в тексте может иконически отражать то, что происходит с самим носителем имени» - В. Н. Топоров).

За именем Лили стоит мощный мифологический контекст, связанный с Лилит, которую можно рассматривать как богиню или демона.

Согласно источникам,

имя Лилит восходит к именам трёх шумерских демонов: Лилиту, Лилу и Ардат Лили. Первый из них суккуб, а второй – инкуб, что позволяет предположить изначально андрогинную природу Лилит. Согласно распространённой легенде, Лилит - первая жена Адама. Эта легенда появилась из одного тёмного места в 1 главе книги Бытия: "И создал Бог Человека по образу своему, по образу Бога. Он создал его самцом и самкою. Он создал их". Она настаивала на своём равенстве с мужем во всём, но Адам отказался делить с ней власть, и Лилит сбежала. Бог послал вслед за ней трёх ангелов, чтобы уговорить её вернуться к Адаму, а в случае отказа повелел превратить её в море паров. Ангелы настигли её на границе ночи, но Лилит отказалась возвращаться, предпочтя быть паром, чем оказаться зависимой от кого-либо; и призраком она пребывает по сей день. Гнев Господа распространился и на всё её потомство, убывающее по Божьему велению каждый день на сто детей. Желая отомстить потомству Адама и Евы, Лилит, которую еврейские легенды описывают как демона с женским лицом, длинными волосами и чёрными крыльями, препятствует земным женщинам разрешаться от бремени и совращает их мужей, проникая в их сны, а также наводит порчу на младенцев. Древняя легенда утверждает, что Адам после изгнания из Эдема вступил с Лилит в связь, в результате которой мир наводнился демонами. В некотором смысле Лилит соответствует греческой Гекате (божеству ночных призраков) и Ламии (чудовищу, похищавшему детей). В христианстве Лилит интерпретируется как суккуб, - она овладевает мужчинами против их воли, чтобы родить от них детей.
 
Новую интерпретацию Лилит получила у средневековых каббалистов, сделавших её супругой Самаэля, или Сатаны, Господина Другой Стороны. В этом Зазеркалье, где Сатана играет роль Бога, Лилит становится отражением женского аспекта Бога. Жители долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, поклонялись Лилит как Великой Матери, одаривающей их земным огнём. Символические предания распространились и на астрологию, где существует фиктивная планета Лилит. Другое её имя (метафорическое название) - Чёрная Луна. Некоторые источники указывают на Лилит как точку "сильной женщины". Сильная Лилит в натальной карте (индивидуальном гороскопе, построенном на момент рождения человека) женщины обозначает сильную личность.
 
В более современных источниках Лилит (Чёрная Луна) часто связывается с юнговским архетипом Тени, означающим скрытые, неосознаваемые стороны человеческой натуры. Также Чёрную Луну называют точкой тёмного духа, определяющего собой ведьмовские способности рождённого. Кроме того, она показывает объекты сильного неосознаваемого (бессознательного) притяжения. Образ Лилит был не раз обыгран в мировой литературе, где она выступает воплощением древнейшего архетипа прекрасной соблазнительницы, демонической, но вечно манящей женственности. У Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что прикоснуться к ее волосам — значит уйти навеки. В рассказе Анатоля Франса "Дочь Лилит" она – привидение с зелёными глазами и чёрными волосами, и любого, кого она ими коснулась, ожидало забвение. 

Добавлю, что в сонете Д.Г.Россетти Лилит предстаёт змеёй, коварной обольстительницей, уговорившей Еву отведать запретный плод, и по сей день неудержимо влекущей в свои сети.

Кого, Лилит, не зачаруешь ты,
Твой поцелуй и сонных грёз настой?
Едва зажжёт огонь твоих зениц
Взор юноши -  и тот повержен ниц,
И душит сердце волос золотой. 

В легенде армянского поэта А. Исаакяна "Лилит" прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется "простой", обыденной Еве.

«…И дивился тому, что с первого мига, когда он увидел Лилит, сердце его исполнилось неким сладостным и сладострастным чувством, и рай с того дня стал для него в тысячу крат прекраснее, и каждая прожитая минута обретала смысл и прелесть неизреченную. <…> Когда же она покинула его, «пришёл он в себя и вспомнил, что скрылась Лилит во тьме ночной. И с разбитым сердцем воспрянул Адам. Попытался он вновь разыскать Лилит, еще раз умолить ее, дабы не покидала она его. И увидел Лилит: повисла она у сатаны на шее, и оба смеялись, довольные и счастливые. Адам обезумел от ревности, и ослепли очи Адама, ничего не увидели больше они.<…> Обезумел Адам, бродил, не зная покоя, по уединенным уголкам Эдема. Опустел для него Эдем, и пение птиц тяготило его. И душа Адама лишилась надежды и, проклиная бога и бессмертие, возжелал он себе кончины». 

Лили Эванс, ставшая предметом соперничества Джеймса Поттера и Северуса Снейпа, олицетворяет собой такой же извечный камень преткновения и сама делает выбор, невольно обрекая при этом одного из них на вечное служение.

 

Д. Г. Россетти. Портрет Элизабет Сиддал

 

III

Зелёные глаза

 

Наконец, третий аспект образа - это зелёные глаза, о которых неоднократно упоминается на протяжении всего семикнижия; это именно та примета внешности, которая перешла Гарри Поттеру по наследству от матери.

Энциклопедии символов сообщают, что в британском фольклоре зелёный цвет традиционно ассоциировался с природой и её атрибутами — плодородием и возрождением; но, будучи причастным к фэйри, он также отождествлялся с колдовством и дьявольскими происками. В кельтской мифологии зелёный цвет связывался с несчастьем и смертью, и поэтому его избегали использовать в одежде. Характерную трансформацию претерпевала символика зелёного цвета начиная от древних времён и до эпохи Средневековья: к примеру, зелёный пояс, изначально использовавшийся для защиты, стал на какое-то время знаком позора и трусости, но окончательно закрепился в качестве символа славы у рыцарей Камелота. Этот пример демонстрирует, как зелёный цвет способен переходить от добра ко злу и обратно, заключая в себе потенциал и порчи, и возрождения.

Таким образом, образ Лили Поттер складывается из обширного мифологического пласта и целого комплекса мотивов, от солярной богини до Великой Матери Лилит. Она аккумулирует в себе двойственную символику, но, прежде всего, она – архетипическая женская фигура, способная, как никто другой, органично сочетать в себе противоположные полюса и доминировать как над другими персонажами, так и надо всем текстом.

 


 

Екатерина Барановская

 

«Я Власть»

 

 

Фрэнсис МакДональд. Омэн (1893)

 

Ничего нельзя было ей запретить, потому что
была она  заклинательницей.

Изгнание сыновей Уснеха

В саге «Разрушение Дома Да Дерга» волосы Этайн (жены из Иного мира) сравниваются с ярко-жёлтым цветком. Косы красавицы сверкают на зелёном шёлке плаща, подобно золоту. По наблюдению Т. Михайловой, всё вместе – волосы, плащ и стояние у воды – создаёт образ цветка, «а точнее – болотного ириса» (ирл. ailestar), «цветка смерти». Вплоть до XVII столетия в Ирландии цветы считались чем-то опасным, особенно растущие у воды, – ирисы, кувшинки, лилии (ведь дети, привлечённые их удивительной красотой, могли упасть и утонуть в болоте).

В таких трудах как «Красавица и старуха» (Л. Моц), «Лиминальность и знание» (Дж. Надь) подробно исследованы разные ипостаси женщины-судьбы, женщины-власти. Лили Эванс-Поттер на всех нарративных уровнях текста действует как рефлекс образа Богини-праматери; как анима, полярные аспекты которой сбалансированы не идеологией Гриффиндора, а любовью к сыну и жертвенной смертью. Ведьма Лили обладает знанием, первичным и полным, и её гибель есть торжество всеведения, а не случай. Мне вспоминается Леборхам, великая колдунья из саги «Изгнание сыновей Уснеха», по чьей вине зачинается цепочка событий. В другой истории король Ниалла спрашивает «иную» девушку: «Кто ты?». И она отвечает: «Я Власть».

 

 ← Предыдущая глава     К оглавлению     ↑ В начало ↑     Следующая глава →


Поделиться:

Write a comment


If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
Huda
Posts: 2
Comment
9MYMqoN1Ch
Reply #2 on : Mon August 12, 2013, 03:44:06
Hey, that post leaves me feeling fosiolh. Kudos to you! http://rfyuoekg.com &#x005B;url=http://gfgflcj.com&#x005D;gfgflcj&#x005B;/url&#x005D; &#x005B;link=http://iifcgxpfl.com&#x005D;iifcgxpfl&#x005B;/link&#x005D;
Mistie
Posts: 2
Comment
jW43EqQn
Reply #1 on : Sat August 10, 2013, 15:06:06
Please keep thoinrwg these posts up they help tons.



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта в печатной или электронной форме
допускается только с разрешения редколлегии
При использовании материалов сайта гиперссылка на http://flicker.org.ru/ обязательна

В оформлении логотипа сайта использован кадр из фильма А. Хичкока "Психо"


© , 2011

Разработка и администрирование сайта: