Flicker: Киноведческий сборник

Киноведческий сборник



Главная
Flicker-I
От составителя
Выражаем особую благодарность
Раздел I. Волшебные уловки экрана (избранные страницы дневника киноклуба)
Раздел II
Барановская Е. Невеста Франкенштейна - аполлоническая игрушка, «кукла для любви» и «тревожная муза» Джеймса Уэйла
Артюхов Е. «Господин оформитель» и «Невеста Франкенштейна»
Барановская Е. Cтрижка бубикопф: от смерти-в-кино к смерти кинематографа
Суворкин Р. «Стрелочник» Й. Стеллинга (20.05.06)
Миронова Н. Символика «Стрелочника»
Сорокина Т. Apr. 15th, 2006 10:51 pm «Дикарь» Марлона Брандо
Хроменко Я. «Кристальная жестокость» Робера Брессона
Фомин М. «Halloween»: безумный Пьеро Джона Карпентера - чистильщика
Крузман М. Ребёнок и кукла «среди серых камней» (В. Короленко и Кира Муратова)
Воропаев А. Семь смертных грехов от Дэвида Финчера, или Формула идеального noir - триллера
Клещенко А. Босхиана Даррена Аронофски («Фонтан» как сад наслаждений и никакой математики)
Горпенюк Р. «Призрак оперы» как ещё один образец куртуазной Любви belle epoque
Барановская Е., Горпенюк Р. Луис Бунюэль - творец идеального объекта для созерцания (образ «дневной красавицы» Северины - Денёв)
Мелякова Н. Под бледным огоньком прицела
Квасюк Н., Барановская Е. Паскаль Киньяр - обладатель золотой ветви («Учёной музыки недостаёт нашим желаньям»)
Квасюк Н., Дубченко С., Барановская Е. Кинематографическая эксплуатация «милой Джейн»
Киселёва М. Трилогия Юрия Норштейна
Воронцова А. «И внешний мир убывает…» (Р. М. Рильке): Встреча с Вендерсом, или Одухотворение буквы
Черташ А. Джокер - карта козырная
Дзюмин Д. Экранизация как текстопорождение: художественная мифология Эдгара По в фильме Федерико Феллини «Тоби Даммит» (фрагменты)
Раздел III
Раздел IV. Цитатник
Раздел V. Кинематограф в русской поэзии серебряного века
Вместо затемнения
Flicker-II
КиноБлог

Квасюк Н., Барановская Е.

Паскаль Киньяр - обладатель золотой ветви
(«Учёной музыки недостаёт нашим желаньям»)*


Художники барокко любят и пресуществляют
то, что ограничено, то, что мимолётно. И
венцом их желания преобразить бренную
материю стало прославление определённого
места – земли нашего «здесь». Утро в Венеции
подготовил Рим и, конечно, Греция, которая
стремилась сообразовать место пребывания
человека и даже обиталище богов с
единственным абсолютом – кривизной земли.
Бытие места создаётся из ничего, благодаря
акту веры, похожему на грёзы, которые
пережиты столь полно, столь просто, что они
как будто обретают плоть. Искусство XVII в.
стало для меня настоящим театром
Присутствия. А Пуссен, вобравший в своё
творчество все противоборства – ради
примирений и даже чудес, совершающихся
в последнем действии той драмы, что
разыгрывают Вселенная и дух, – Пуссен долго
ищет ключ «учёной музыки», возвращения к
истоку реальности с помощью чисел, но в то
же время остаётся человеком, который,
зачерпнув пригоршню земли, говорит, что эта
земля – Рим. В нём, обладателе золотой
ветви
, рождается замысел будущих полотен.

Ив Бонфуа. Внутренняя область

 
О чём речь:

Немного найдётся в наше время писателей, которые, подобно французскому романисту Паскалю Киньяру, были бы столь горячо привержены старине, досконально знали реалии прошлого, а главное, столь умело воссоздавали бы дух описываемой эпохи. И уж совсем мало таких, что способны проникнуть в сложный мир художника былых веков. Киньяр блестяще справляется с этой задачей; доказательство тому – портрет музыканта XVII столетия господина де Сент-Коломб, созданный им в замечательном романе «Все утра мира». Киньяр и сам играет на виолончели, занимается историей и теорией музыки, живописи. Он обладает ещё одним талантом – талантом сдержанности, благородной простоты стиля, драгоценной лаконичности.

(Ирина Волевич, переводчик романа «Терраса в Риме»)

Широкой публике Киньяр стал известен в 1991 году, когда Алан Корно экранизировал его роман «Все утра мира». Картина была награждена премиями «Сезар» в 8 основных номинациях, включая: лучший фильм, лучшая музыка и режиссура.

«Все утра мира»

Байопик – популярный жанр кино, но фильм, снятый по сценарию самого Киньяра, посвящён не столько двум композиторам золотого века (Сент-Коломбо и Марену Марэ), сколько музыке раннего барокко. В течение многих лет Паскаль Киньяр был президентом фестиваля барочной оперы в Версале, так что ему не составило труда сотворить идеальный образ гения старинной музыки. Любой специалист в этой области подтвердит, что от загадочного мастера виолы да гамбы господина Сент-Коломба остались скудные биографические сведения. Известно, что большую часть жизни он провёл в маленьком поместье недалеко от Парижа. От приглашения Людовика XIV играть во дворце он отказался, что по тем временам считалось неслыханной дерзостью. Сочинения композитора, как и его волшебный инструмент, возвращаются из небытия лишь сегодня, когда барочная музыка во Франции стала предметом культа во многом благодаря кинематографу. Источником вдохновения для Сент-Коломба служила любовь к рано умершей жене, оставившей на руках супруга двух дочерей. Томление по небытию и сладость загробного свидания мастерски передаёт своей игрой музыкант наших дней Жорди Саваль. Гораздо больше сведений сохранилось о младшем современнике и ученике Сент-Коломба – Марене Марэ: придворном виолончелисте, создателем школы игры на этом нежнейшем инструменте, авторе 4 опер и отце 19 отпрысков. По сюжету, единственным человеком, который сберёг тайны магического искусства и мог превратить дарования Марэ (Гийом Депардье) в подлинный перл, был Сент-Коломб (Жерар Депардье). Он делает исключение для молодого человека, а ведь прежде отказывал всем ученикам, делясь секретами только со своими дочерьми. Творческая идиллия рушится, когда начинающий музыкант влюбляется в одну из них. И в книге, и в фильме два композитора – это некая «конструкция», необходимая автору для раскрытия сложных взаимосвязей искусства и жизни, рассудка и чувств. Визуально каждый кадр кажется ожившим полотном Жоржа де Латура – одного из самых загадочных художников XVII века, рассудочный мистицизм которого суть зеркало, отражающее музыкальные воззрения эпохи, классицистической на поверхности, барочной в глубине. Недаром Латур – любимейший художник режиссёра Питера Гринуэя («Контракт рисовальщика»), ещё одного реставратора той эпохи.

Фильм, как и текст, подкупает лёгкостью, изяществом. Сама красота барочных созвучий, образов является зрителю (и читателю) без излишеств и утяжеляющих драпировок. Но это простота «философского камня», однажды найденной формулы, на что может уйти целая жизнь, полная творческих мук, заблуждений и отречений. Зато наградой будут «все утра мира», по сути – одно утро, столь вдохновенно описанное Ивом Бонфуа. Когда читаешь его эссе, смотришь фильм Корно, читаешь другой роман Киньяра о XVII веке – «Терраса в Риме», чувствуешь себя счастливым. Ты тоже, после многих лет безудержной мечты о далёкой столице, обретаешь землю своего «здесь»: как Пуссен, идущий вдоль «римского» Тибра весной, когда «река переполнена чёрной в глубине, поблёскивающей водой». Вот он видит на берегу прачек: «одна из них, искупав своего ребёнка, поднимает его над головой и глядит на него такими же блестящими глазами». Постигший смысл (Киньяр – из этого числа) есть истинный обладатель золотой ветви, что ценнее самых престижных наград.

«Все утра мира»

Уже на первых страницах «Внутренней области» Бонфуа указывает на пуссеновскую «Вакханалию с лютнисткой» – картину, где «от синего цвета веет настоящей грозой, тем внепонятийным ясновидением, в котором наше сознание нуждается как во всеобъемлющем целом». В своей монографии «Рим, 1630 год», характеризуя специфический рационализм Пуссена, Бонфуа восхищается тем, как живописец наделяет свои более зрелые полотна «собственной гармонией» и превращает их в абстрактные композиции. Это свойственно музыку Сент-Коломба, стиль Киньяра. Его догадка о тотальном Присутствии музыки получает подтверждение на страницах Бонфуа, посвященных любимому Пуссену. Художник сумел разрешить конфликт между смертной природой человека и его желанием, «отделяя чувственные данные (форму, цвет) от изображаемого предмета, и, далее, стремясь так развернуть эти данные в соответствии с пространственными отношениями, – чтобы придать им характер музыкальных единиц, которыми оперирует сознание, превратить их в интеллектуальную реальность и, наконец, овладеть ими, не соприкасаясь при этом с собственной смертной ограниченностью». В результате картина, претворяя чувственные данные в чисто ментальную конструкцию, создаёт мир заново, а её автор ускользает из-под власти своей бренности, хотя и не перестаёт наслаждаться сущим. Не этим ли секретом владеет Сент-Коломб – ключом «учёной музыки», которая противоположна чувственной, панической музыке «Вакханалии с лютнисткой»? Это «музыка вневременная, статическая, хотя и с каким-то еле слышимым колебанием, архитектура качеств, противостоящая иллюзорному жару страсти, который побуждает Дон Жуана стремиться к овладению неуловимыми жизнями других людей». Этому должен научиться Марен Марэ. Утро мира – ветерок, чистый воздух. Для XVII века, изъязвлённого войной и чумой, классика – не положение стиля, а чудо, пусть и сконструированное математически выверенное. В этой «золотой клетке формы», как писал О. Мандельштам о Расине, вибрирует «еле слышимое колебание» преображённых страстей, не до конца избытых страхов. П. Флоренский, перечитывая Расина в лагере, обнаружил в нём «чистоту и прозрачность Моцарта». Это когда «нет мёртвых и неподвижных вещей, ничего тяжелого, пошлого, мажущего – и всё построение, словно кристаллы, возносится вверх». Тексты Киньяра обладают этим редким качеством, полученным в наследство.

 
Дополнение
В 1994 году на экраны вышел фильм «Простая формальность» Джузеппе Торнаторе. Сценарий был написан им совместно с Киньяром. Главные роли сыграли Жерар Депардье (как и во «Всех утрах мира») и Роман Полански. Фильм стал одним из претендентов на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. На протяжении всего сюжета «камерного триллера» два человека сидят в закрытом помещении, пытаясь распутать интригу: кого убили? Герои ведут интеллектуальную дуэль, цель которой – ключ не только к тому, что уже случилось, но и к тому, что произойдёт. Риторические приёмы, грубая работа мозга, тонкая психология не открывают тайный Смысл, ту самую простоту, о которой мы писали выше. Но недаром интертекстом фильма (помимо сказки Платона о Душе и Тибетской книги мёртвых) является «Божественная комедия» Данте. Комиссар – Вергилий водит своего беспамятного подопечного (при жизни – известного писателя) по мнемотическим кругам до тех пор, пока зритель не осознает, что есть два мира, два «места»: одно заселено теми, кто не сумел преобразить земное и смертное в «учёную музыку», другое – теми, кто уже свободен. Вслед «Простой формальности» похожую проблематику осваивают «Шестое чувство» М. Найта Шьямалана и «Другие» А. Аменабара. Мёртвые герои должны вспомнить себя, свой земной путь, отринуть ложное и постичь реальность. Рассказ В. Пелевина «Вести из Непала» – копия фильма Торнаторе.

 
P.S.

В журнале «Другое кино» (№ 26, осень 2008 г.) опубликовано интервью с известным писателем, телеведущим, журналистом Дмитрием Быковым. В его монологах мы обнаружили очень интересное рассуждение: «Совсем правильное «другое кино» – это не то кино, которое ставит во просы. И не то, которое на них отвечает. Это кино, которое показывает их бессмысленность. Я, к примеру, очень люблю Джузеппе Торнаторе. Не скажу, что это гениальный режиссёр, но «Пустую формальность» могу смотреть бесконечно. Финальный эпизод этой картины – как следователь приводит главного героя в райский сад. Полтора часа до этого он проводил дознание о смерти, причиной которой в итоге оказалось самоубийство, а потом выясняется, что это уже не так важно, так как герой всё равно уже прощён. «Другое кино» – это такое кино, после которого вопросы о смысле и сюжете становятся неважными: перед нами другой мир, сама возможность которого драгоценна».

«Пустая формальность» (Una Pura Formalita, 1994)
Фильм выдающийся, хотя и совершенно не характерный для Джузеппе Торнаторе. Речь здесь идёт о тщетности попыток рационализировать жестокую реальность, похожую на тревожно-абсурдные миры Франца Кафки. В роли задержанного полицейскими писателя с говорящей фамилией Onoff (что-то вроде «Вкл.-Выкл.) снялся Жерар Депардье, в роли инспектора – Роман Поланский.

(Журнал «Другое кино»)


* «Учёной музыки недостаёт нашим желаньям» – цитата из А. Рембо: последняя строка его стихотворения в прозе «Сказка».



< Предыдущая    Оглавление    Следующая >


Перепечатка материалов сборника допускается только с разрешения редакции

© Flicker, 2010